Еврейская свадьба – что это?

Вы здесь

Отличительная особенность еврейской свадьбы – заключение брака под специальным навесом, напоминающим беседку – хупой, символизирующей славу и величие того, кто стоит под ней. Некоторые даже считают, что «хупа» является синонимом слова «свадьба».

Составные части еврейской свадьбы – это помазание пеплом лба жениха в знак траура о разрушении Храма, обход ведомой своей мамой невестой семь раз вокруг жениха, который стоит под хупой, чтение брачного обязательства жениха перед невестой. Кульминационным моментом свадьбы по праву считается одевание на указательный палец невесты кольца со словами «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».

Если провести аналогию с привычными для всех нас традициями, прочно вошедшими в жизнь и являющимися частью культуры большинства стран, в которых мы живём, становится ясно, что очень многие обычаи еврейской свадьбы, нашли в ней отражение, хотя и в несколько ином виде. Так, благословение на вино трансформировалось в застольные тосты, а традиционное разбивание «на счастье» стеклянного бокала женихом не что иное, как торжественный спуск на воду кораблей, сопровождающийся разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак».

На еврейской свадьбе произносится семь благословений или брахот. Одна из них гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». В данном случае речь идёт не о моменте рождения, а именно о таком значительном событии в жизни каждого человека, как свадьба. Ведь именно сейчас они пришли к той форме, в которой были первоначально созданы и для которой предназначены. Они составляют как бы единое целое, при том, что мужчине отведена особая роль – являться внешним представителем этого самого союза. Поэтому, смотря со стороны, мы чаще упоминаем мужчину. В то же время, женщина является ответственной за внутреннее содержание.

Стоящая под Хупой пара озарена святостью Торы, первая фраза которой говорит о том, что в начале Всевышний создал небо и землю. Речь не идёт в данном случае, конечно, о ландшафте и небосводе, скорее – о главном принципе мироздания: всегда и во всём есть влияющий и принимающий это влияние.

Безусловно, нет совершенства в этом мире, и каждый человек имеет определённые недостатки. Но творец создал механизм, который позволяет нам в какой-то степени «прыгнуть выше головы». Ведь в паре «влияющий-принимающий» недостатки одного могут быть компенсированы достоинствами другого. В этом и состоит величие пары, стоящей под хупой. Связав себя узами священного брака, они вступили на путь к совершенству. Согласно Торе, сделав это, они создали условия для прямого Божественного влияния на этот процесс. Ведь путь к совершенству нельзя назвать лёгким, поэтому семейную жизнь очень образно сравнивают со шлифовкой алмаза.