Еврейский календарь – особенности и традиции

Вы здесь

Национальные праздники всегда в той или иной мере отражают историю народа, особенности его религии и культуры. В них наиболее ярко проявляются специфические национальные особенности, связь с событиями реальной или мифологической истории. В большинстве случаев праздники воспроизводят в реальной жизни какое-либо событие мифологической истории.

Попытка проанализировать особенности еврейского праздничного календаря может вызвать неоднозначную реакцию: на первый взгляд многие вещи могут показаться странными. В действительности, всему есть объяснение, основанное на традициях народа.

Дело в том, что национальные праздники еврейского народа – «еврейские праздники» и религиозные праздники или «праздники иудаизма» означают практически одно и то же. История народа и религии для евреев почитаемы в равной степени. Собственно, большая часть Священной истории является историей народа.

Другая особенность еврейского календаря заключается в том, что существует ряд как праздничных, так и траурных дней календаря, которые появились в ознаменование соответственно радостных и трагических событий еврейской истории. Каждая из этих дат имеет конкретный источник в традиции. Это – отрывок из Торы, из Талмуда, из других книг ТаНаХа, сохранившиеся в памяти еврейского народа события еврейской истории, имевшие большое значение, указания различных общин Израиля. Каждый из праздничных или траурных дней имеет свои законы, с каждым связаны свои обычаи, для которых также существуют источники.

Третья особенность значимых дат, отмечаемых еврейским народом, обусловлена особенностями еврейского календаря, структура которого определяется требованиями Торы. Именно поэтому при соотношении дат еврейского года с григорианским календарём, выясняется, что невозможно точно определить, на какое число приходятся те или иные праздники.

В целом, все календари основываются на трёх основных понятиях: сутки – оборот Земли вокруг собственной оси; месяц – период вращения Луны вокруг Земли и год – время оборота Земли вокруг Солнца. Все эти периоды совместить в рамках одного календаря практически невозможно. Как правило, жертвуют либо астрономическим смыслом месяца, как в григорианском календаре, либо астрономическим смыслом года, как в мусульманском.

В этом смысле самым сложным является как раз еврейский календарь, являющийся лунно-солнечным. Начало месяца в обязательном порядке должно совпадать с новолунием. Месяц в этом случае продолжается 29-30 суток. В то же время, длина года должна соответствовать периоду обращения Земли вокруг Солнца и составлять 365 дней, т.к. все значимые даты согласно еврейской традиции должны приходиться на назначенные для них времена года. Возникает противоречие, обусловленное тем, что ориентирующийся на продолжительность лунных месяцев календарь отстаёт от солнечного приблизительно на 12 дней.

Для сравнения лунного и солнечного циклов вводится добавочный месяц второй адар, который становится 13-м и состоит из 29 дней. Если начало года приходится на воскресенье, пятницу или среду, его передвигают на один иди даже два дня.

В итоге в еврейском календаре длина месяца и длина года становятся величинами переменными, а календарь становится непериодическим, основанном на специальных вычислениях, а не на цикле определённой повторяющейся последовательности годов. Лишь добавление 13го месяца в году происходит всегда в 7 годах из 19-летнего цикла, во всём остальном нет никакой периодичности.

Ещё одна особенность еврейского календаря, который на первый взгляд кажется странной, - то, что в нём есть целых четыре Новых года. Но и здесь есть объяснение в традиции. Издавна для еврейского народа существовало несколько важных годичных циклов, отсчитываемых от разных дат. Правила, которыми устанавливались эти циклы, в результате обрели статус заповедей. Таких циклов, а, соответственно, и Новых годов, - было четыре.

С 1 нисана начинается новый год для отсчёта месяцев и всего, что связано с еврейскими царями. Во времена Храма в один из трёх праздников года Песах, Шавуот или Сукот еврей совершал паломничество в Иерусалим. Отсчёт года, в течение которого должно было быть совершено паломничество, также начинался 1 нисана. В эти же времена каждый еврей должен был отделить десятую часть скота, чтобы съесть в Иерусалиме. Год, в течение которого надо было это сделать, начинался 1 элула. 15 швата – начало года для отсчёта урожая или Новый год для деревьев. 1 тишрея – Новый год для отсчёта годов, от него отсчитывают, сколько лет прошло от сотворения мира.

Следовательно, первый по счёту месяц, который всегда приходится на весну – нисан, а один год сменяется другим в месяце тишрей, являющимся седьмым.

Помимо праздничных дат, отмечаемых раз в год, в еврейском календаре есть ещё даты, относящиеся к более коротким временным промежуткам – месяцам и неделям. И это – ещё одна особенность еврейского праздничного календаря: каждое новомесячье является празником Рош Ходеш, как и конец каждой недели Шабат.